Малая экология большого города

Дж. Корнелл

Поток познания

Дж. Корнелл. Поток познания. Листья в ладонях. Вып. 4 (13), июль-август 1998 г.

Смотрите также книгу Джозефа Корнелла "Давайте наслаждаться природой вместе с детьми".

Описание некоторых игр Джозефа Корнелла можно найти здесь.

Все, кто любит природу, стремятся поделиться своей радостью и хотели бы знать, каким образом лучше всего передать это чувство другим. Но мы иногда чувствуем, что это не так просто - и я это тоже знаю. Я тоже сталкивался с этой проблемой, когда начинал работать учителем естествознания. Самая трудная задача - это направить неиссякаемую энергию детей в такое русло, чтобы их общение с природой приобрело глубокий смысл и было наполнено радостью. В течение многих лет методом проб и ошибок я создал систему приёмов обучения, которая  сейчас занимает центральное место в моей работе. Вы, может быть, тоже пользуетесь этой системой. Возможно, вы тоже наткнулись на неё интуитивно, как и я, и, скорее всего, вы её просто по-другому называете. В любом случае, система этих приёмов поможет вам сделать ваши занятия более динамичными, весёлыми и вдохновляющими. Только создав эту систему, я научился достигать самых высоких целей в моей работе учителя естествознания и притом с удивительным постоянством. Обдумывая принципы своей работы и разъясняя их другим, я обнаружил, что их можно свести в очень гибкую систему. Я называю её "потоком познания", потому, что с её помощью можно расположить игры в определённой последовательности, которую можно сравнить с потоком, текущим в нужном направлении. Ценность потока познания заключается в том, что он показывает вам, с чего нужно начать, учитывая настроение детей; как сделать так, чтобы дети с увлечением играли в игры; как вести их шаг за шагом через виды деятельности, сложность которых возрастает; как помогать детям приобретать непосредственный опыт общения с природой. Всё это должно привести к формированию нового, наполненного радостью, восприятия и знания. Поскольку "поток познания" исключительно прост в применении и очень эффективен, я верю, что вы с большим удовольствием будете его использовать.

Поток познания

Естественные стадии формирования восприятия природы

Играя с детьми на природе в течение многих лет, я постепенно понял, что существует определённая последовательность использования различных игр и занятий, которая «работает» лучше всего, независимо от возраста детей, их настроения или физического состояния. Я убедился, что эта последовательность оказалась такой эффективной потому, что она находится в гармонии с определёнными аспектами человеческой природы.

Со временем я распределил все игры на природе, которые придумал сам или которым научился у кого-нибудь, в соответствии с этим естественным путём познания.

Я использую свою систему уже почти десять лет с огромным успехом, в совершенно непохожих ситуациях и с группами учеников различной национальности, возраста и социального положения.

Я называю эту систему «поток познания» потому, что она имеет 4 стадии, которые перетекают одна в другую естественно и плавно:

Стадия 1: пробуждение энтузиазма.

Стадия 2: сосредоточение внимания.

Стадия 3: приобретение прямого опыта.

Стадия 4: передача своего вдохновения (или впечатления) другим.

Теперь давайте рассмотрим подробнее каждую стадию.

Стадия 1. Без энтузиазма вы никогда не приобретёте значимого опыта общения с природой. Под энтузиазмом я понимаю отнюдь не возбуждение, сопровождающееся громкими воплями и прыжками от радости, а спокойный напряжённый личный интерес и повышенную готовность воспринимать новое. Без такого энтузиазма мы познаём очень мало.

Стадия 2. Познание зависит от умения сосредоточить своё внимание. Одного энтузиазма совершенно недостаточно. Если наши мысли блуждают где-то, мы не можем динамично воспринимать окружающее – ни природу, ни что-нибудь ещё. Поэтому мы должны сосредоточить наш энтузиазм на предмете познания.

Стадия 3. По мере того, как мы постепенно концентрируем наше внимание, мы лучше начинаем воспринимать то, что видим, слышим, к чему прикасаемся, запах чего ощущаем, или то, что мы получаем интуитивно. С помощью спокойного внимания мы можем лучше вписаться в ритм и жизнь природы, окружающей нас. Сосредоточенное внимание создаёт внутренний покой и открытость, которые позволяют нам непосредственным образом познавать природу, преодолев господство устоявшихся стереотипов, созданных разумом. Поэтому во время третьей стадии мы приобретаем прямой опыт.

Стадия 4. Опыт способствует возникновению более глубокого восприятия. Что я хочу этим сказать? В книге «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» я описал игру под названием «Неподвижная охота», во время которой «охотник» старается сидеть, не шевелясь, я природа вокруг живёт своей обычной жизнью. Давайте представим, что вы играете в «Неподвижную охоту» и прямо над вашей головой на дерево садятся птички. Оставаясь неподвижным, вы начинаете проникаться потрясающим чувством единства с жизнью, окружающей вас, словно вы совсем слились с пейзажем и ощущаете жизнь через птичье пение, шелест травы или движение веток деревьев. Пребывая неподвижным, вы иногда можете ощутить огромную, охватывающую всего вас радость, или глубокое полное счастье, или всепоглощающее чувство красоты, или огромную творческую силу. Природа всегда вдохновляет нас, и только наш суетливый ум не позволяет нам слишком часто с радостью осознавать это.

Учитель может способствовать усилению в своих учениках чувства вдохновения, рассказывая истории о природе, которые возвышают и вдохновляют душу, или истории из жизни великих натуралистов и борцов за сохранение природы.

Я называю четвёртую стадию «передачей своего вдохновения» потому, что, когда мы передаём что-нибудь, мы усиливаем и проясняем для себя наш собственный личный опыт.

Познание с помощью естественного потока

«Поток познания» позволяет вам создать бесконечное количество приёмов познания природы, каждый из которых идеально соответствует существующим обстоятельствам, при этом у вас не будет двух совершенно одинаковых приёмов. Основанная на нескольких очень простых принципах, эта система не является жёсткой. Вы можете применять «поток познания» для игр и занятий, описанных как в моих книгах, так и в других известных вам источниках.

Я с успехом использовал «поток познания» для проведения занятий, которые продолжались от получаса до целого дня. Я применял его в помещении, когда за окнами лил дождь, и на улице, когда светило солнце. Эта система очень гибкая, поскольку она даёт вам возможность соответствующим образом реагировать на потребности момента. Цель «потока познания» – дать каждому действительно возвышающий душу опыт общения с природой. После каждого занятия, на котором был успешно применён «поток познания», каждый участник очень тонко и радостно ощущал в себе новое чувство единства с природой и сопереживания всему живущему. Вы также обнаружите, что ваши ученики с большим интересом начнут слушать научное объяснение различных природных событий и явлений, если сначала вы поможете создать им у себя настроение активного восприятия и вдохновения.

Пример удачной экскурсии, на которой был применён «поток познания»

Несколько лет назад одна местная школа попросила меня провести экскурсию с небольшим классом начальной школы, направленную на формирование восприятия природы. В назначенный день погода была безумно жаркая. В довершение ко всему моя экскурсия должна была состояться сразу же после обеда; кроме того, это был последний день учебного года, и дети, которые накануне очень поздно легли спать, были очень вялыми и сонными. Когда учитель объявил, что настало время идти на улицу и поиграть в «природные» игры, у них не было даже сил ворчать: «я не хочу», «на улице слишком жарко», «я устал», «все должны идти?» Я уже начал сомневаться в том, что у нас что-нибудь получится.

Я понял, что, прежде всего, мне нужно будет помочь детям стряхнуть сонное оцепенение. Я вывел их на улицу, и мы стали играть в игру «Части тела животного». Дети выбрали животное, и я попросил их, чтобы каждый подумал, какую часть тела он будет изображать. Они выбрали скорпиона. Когда дети выстроились, изображая его туловище, хвост и клешни, и стали двигаться и действовать так, как обычно ведёт себя скорпион, у них появилась энергия и признаки возбуждения. Они уже не жаловались и не переминались с ноги на ногу, молча протестуя против нежеланной деятельности. Вскоре дети так развеселились, что с нетерпением стали ждать, в какие же ещё игры я предложу им поиграть.

Затем мы сыграли в «Пирамиду жизни» – игру первой стадии (пробуждение энтузиазма), в которой дети изображают пищевые цепи. На нижнем уровне этой цепи находятся растения, затем идут травоядные, а затем – плотоядные животные.

В игре «Пирамида жизни» я прошу детей, чтобы они подумали, какое растение или животное (травоядное или плотоядное) они будут изображать. Весь секрет заключается в том, что вначале вы не говорите участникам, что они должны построить пирамиду, у которой внизу располагаются растения, а вверху – львы и тигры! Стройте пирамиду на мягкой поверхности, чтобы, когда в конце игры она неизбежно развалится, никто не ушибся. И не стройте пирамиду больше, чем из трёх уровней. Дети с какими-либо физическими недостатками могут поддерживать пирамиду или помогать другим занять своё положение.

Поскольку было слишком жарко для того, чтобы играть в подвижные игры, и поскольку дети наслаждались прогулкой и уже были готовы к играм, в которых требуется обострённая чувствительность и размышления, мы стали играть в игру второй стадии (сосредоточение внимания): игру в звуки. В этой игре дети на одну или две минуты закрывают глаза и поднимают палец всякий раз, когда слышат какой-нибудь звук в природе. После этого мы обсуждаем услышанные звуки.

Потом мы поиграли в игру «Фотограф», которая относится к играм третьей стадии (приобретение прямого опыта). Дети делятся на пары: один играет роль фотографа, другой – фотокамеры. «Камера» сидит с закрытыми глазами до тех пор, пока «фотограф» не «снимет» какой-нибудь интересный или красивый природный объект или сцену, нажимая ухо «камеры» в течение трёх-пяти секунд. «Камера» в этот момент открывает свой «затвор» (глаза). «Камеры» видят мир в очень необычном свежем ракурсе, потому что время, когда глаза у «камеры» открыты, очень короткое, и за это время рассудок не успевает вмешаться в восприятие.

Дети увлеклись играми и получили от них удовольствие.

К этому времени температура воздуха поднялась выше 37 C, поэтому мы спрятались в роще из дубовых и земляничных деревьев. Теперь мы перешли к играм третьей стадии (получение прямого опыта). Мы стали играть в «Таинственное животное». Вы просите детей закрыть глаза и начинаете описывать какое-то животное, не называя его имени (выбирайте животных, у которых необычные черты и своеобразное поведение). Во время своего рассказа вы отправляетесь вместе с детьми в воображаемое путешествие в страну, где обитает это животное; описываете место его обитания; рассказываете, как выглядит это животное, как оно добывает пищу, как ведёт себя и т.д. Окончив свою историю, раздайте детям бумагу и карандаши и попросите их нарисовать это животное по вашему описанию.

Во время этой игры и взрослые, и дети оказываются полностью поглощёнными отгадыванием животного. Элемент тайны возбуждает любопытство слушателей, они напряжённо слушают вас и пытаются отгадать, о ком идёт речь. В процессе этой игры дети узнают очень много нового.
В моей группе дети сидели абсолютно неподвижно, пока я описывал животное. Когда я вытащил картинку кенгуровой крысы, живущей в пустыне, они подошли поближе и стали с большим интересом изучать, насколько их рисунки соответствуют истинному облику животного.

После этой игры дети расслабились и готовы были слушать меня бесконечно. И я закончил нашу прогулку, рассказав им интересные и поучительные эпизоды из жизни естествоиспытателей и путешественников.

Как вам может помочь «поток познания»

На улице существует очень много помех, из-за которых внимание ваших слушателей может рассеиваться. Это машины, различные механизмы и даже человеческие голоса. Кроме того, детям может быть холодно, они могут думать о своих проблемах. Преимущество «потока познания» заключается в том, что он помогает слушателям освободить своё внимание так, чтобы они смогли расслабиться, повеселиться и испытать наслаждение от общения с природой.

Сильный стержень реки увлекает за собой медленные вихри, образующиеся у речных берегов. Аналогичным образом, когда вы предлагаете людям поиграть на природе в различные игры, наполняющие энергией тело и ум, это сильное энергетическое поле, создающееся в игре, смывает все личные проблемы и улучшает настроение. Освободившись от забот, люди с энтузиазмом получают новый, ни с чем не сравнимый опыт.

Четыре стадии формирования восприятия природы

Давайте поподробнее изучим «поток познания» и посмотрим, какие виды игр лучше всего применять на различных стадиях.

 

Стадия 1. Пробуждение энтузиазма

«Ничто так не заражает, как энтузиазм… Это сам дух искренности, и правда не добивается своих побед без него». Балвер Литтон

Как можно понять из названия, эта стадия – стадия подвижных игр. Весёлые игры и занятия заряжают энергией. Вы поймёте, что достигли цели, когда увидите, что все играют с радостным энтузиазмом.

В первой книге я назвал игры стадии 1 играми выдры, потому что выдра  это единственное животное, которое играет на протяжении всей своей жизни. Помимо радости и веселья, стадия энтузиазма даёт людям ощущение близости друг к другу. Эта стадия формирует базу готовности и энтузиазма, на которой вы можете строить более глубокое и более содержательное здание опыта и знаний.

При проведении экскурсии на природу огромную роль играет хорошее начало, потому что люди в первые же минуты решают, будет им интересно или нет. Начав с подвижных игр, вы будете иметь больше шансов вовлечь всю группу в ваши занятия.

Многие люди сопротивляются всему новому. Для того, чтобы увлечь их играми, в которых требуется участие органов чувств, вы сначала должны убедить их, что им будет очень интересно – другими словами, что, по крайней мере, в этом случае «новое» будет эквивалентно «весёлому». Первая стадия создаёт такой настрой. Конечно, взрослые и подростки могут принять позу равнодушных наблюдателей, чего, скорее всего, не будут делать маленькие дети. Но неоднократно – с помощью первой стадии мне удавалось переломить настроение даже самых скептических людей.

Игры «Борьба диких животных» и «Ключ к отгадке животного» прекрасно помогают взломать лёд недоверия и вовлечь пассивные группы в игру. «Борьба диких животных» незаменима для создания атмосферы веселья. Для этой игры прикрепите к спине каждого игрока картинку с изображением какого-либо животного, а потом предложите ему задавать вопросы окружающим, пока он не выяснит, что он за животное. Только очень немногие люди могут оставаться равнодушными и отстранёнными, когда все вокруг смеются и хохочут, узнав, что они скунсы или канюки. Игра «Ключ к отгадке животного», которая описана в этой книге ниже, тоже хорошо «работает», и на неё уходит меньше времени, чем на «Борьбу диких животных».

У детей начальной школы почти всегда избыток энергии. Стадия энтузиазма поможет им упорядочить расход этой энергии. После того как вы завоюете их внимание несколькими подвижными играми стадии 1, вы можете переходить на более высокий уровень веселья и предлагать им более сложные задания. Как только они поймут, что вы – человек, с которым очень весело, они будут с нетерпением ждать, что вы им ещё предложите.

Эффект сосредоточения внимания, который имеют эти игры, снимает потенциальные проблемы с дисциплиной ещё до их появления. Дети так погружаются в веселье, что у них просто не остаётся времени на непослушание.

Магическая сила игр первой стадии никогда не переставала изумлять меня. Я играл в них в Японии, где игры продемонстрировали все свои возможности, несмотря на то, что мне приходилось общаться с аудиторией через переводчика. Группа, состоявшая из одних взрослых, с серьёзными лицами стояла и вежливо слушала переводчика. После короткого вступительного слова, я предложил поиграть в «Борьбу диких животных» и описал условия игры. Не зная, чего можно ожидать от этой мрачной, очень воспитанной группы, я вздохнул с облегчением, когда во время перевода все унылые лица вдруг расцвели улыбками радостного ожидания. Я почти физически ощущал, как группа заряжается энергией, приобретая состояние такого энтузиазма, который не угасал в течение всего дня.

Позже эти взрослые наблюдали, как я работал с группой , состоявшей из пятнадцати доброжелательных второклассниц и пяти десятилетних мальчиков. Мальчики были чересчур подвижными – они постоянно толкали и пихали друг друга и непрерывно высказывали свои замечания.
Для того, чтобы создать в группе настроение веселья и сотрудничества, мне нужно было завоевать интерес мальчишек. Я пресёк их поддразнивание, поставив всех в круг. Когда круг образовался и все дети держались за руки, я, по крайней мере внешне, овладел ситуацией. Я рассказал детям о правилах игры в «Мотыльков и летучих мышей». Пять мальчиков должны были изображать мотыльков, а я – летучую мышь. Когда я «летал» внутри круга с завязанными глазами, я мог полагаться только на свой «радар» для того, чтобы поймать добычу – мотыльков. Каждый раз, когда я произносил слова «летучая мышь», они должны были отвечать «мотылёк», а я пытался схватить кого-нибудь, ориентируясь по слуху. Все мотыльки испытывали восторг, я для девочек это тоже было хорошее развлечение. Мы играли в течение десяти минут, и к концу игры всем детям было очень весело. Они с нетерпением ждали, что я им ещё предложу.

Описанные выше примеры показывают, как важно правильно выбрать первую игру. Вы должны выбирать именно такую, которая лучше всего подходит к данной группе. «Борьба диких животных» дала возможность взрослым повеселиться и зарядиться энергией, не задевая их чувство собственного достоинства. Для взрослых, вероятно, не совсем подошла бы шумная, требующая больших затрат энергии игра в «Летучую мышь и мотыльков». Но если бы я предложил детям поиграть в «Борьбу диких животных», у мальчиков было бы много возможностей отвлекаться от игры и устраивать свалку.

Когда вы научитесь хорошо играть в игры и приобретёте опыт общения с группами различных возрастов, то легко станете понимать, что именно больше подходит для той или иной группы и какую игру для начала надо выбрать.

Стадия 2. Сосредоточение внимания

Ещё будучи маленьким мальчиком, Джордж Вашингтон Карвер, великий американский ботаник, очень тонко разбирался в тайнах растений. Он стал известен в своём родном городе как «доктор растений» благодаря своей необыкновенной способности совершенно точно устанавливать, что случилось с тем или иным растением, и прописывал необходимое лечение, полагаясь на свою интуицию. Люди поражались глубине знаний Карвера особенно потому, что, являясь по происхождению рабом, получившим свободу, он никогда не ходил в школу.

Что касается маленького Джорджа Карвера, то дело обстояло очень просто. Когда окружающие изумлялись его способности, он обычно говорил: «Люди просто СМОТРЯТ на свои цветы. Но они не ВИДЯТ их, иначе они бы знали, что случилось с растением, так же хорошо, как я».

Если мы сосредоточим всё своё снимание на объекте нашего наблюдения, подобно Д.В. Карверу, мы увидим природу новым, свежим взглядом. В конце стадии пробуждения энтузиазма люди обычно испытывают радостное возбуждение, они чувствуют себя свободными и полными сил. Теперь вы можете постепенно фокусировать их энергию в одну точку. Для этого и предназначены игры, в которых люди успокаиваются и включают своё внимание. Игры второй стадии (сосредоточение внимания) помогают развивать в людях спокойствие и способность к восприятию.

Для того чтобы обратить наше внимание на природные объекты, надо успокоить свой ум. Но если сразу же перейти к спокойным играм, многие люди не смогут получить от них настоящего удовольствия, поскольку они продолжают находиться в возбуждённом состоянии. Вторая стадия служит мостом между энергичными подвижными играми и играми, в которых требуется большая концентрация внимания и покой.

Игры второй стадии очень просты, но вместе с тем исключительно эффективны. Они не только помогают людям стать более наблюдательными, но позволяют настроить ваш ум и сердце на восприятие красоты природы. Со временем вы научитесь без труда придумывать свои собственные игры на внимание, которые будут ничуть не менее эффективными, чем те, которые я описываю в этой книге. Хитрость состоит в том, чтобы из всех чувств выбрать какое-то одно (осязание, зрение, слух) и придумать оригинальный способ заставить игроков сконцентрироваться на нём.

Хороший пример игры, в которой используется зрение, это игра «Неприродная тропа». В этой игре вы размещаете вдоль тропинки предметы, сделанные человеком, и предлагаете игрокам их найти. Некоторые предметы очень легко заметить, другие (например, большой ржавый гвоздь) – гораздо труднее, потому что они сливаются с окружающим фоном.

Нужно размещать предметы так, чтобы игроки потрудились для того, чтобы найти их все. Это поможет развивать наблюдательность, попутно сосредотачивая внимание. Одна учительница рассказывала мне, что однажды она забыла пометить конец двадцатипятиметровой тропинки, и её ученики с напряжённым вниманием прошли ещё 600 метров, разыскивая предметы, прежде чем она поняла, в чём дело, и вернула их назад.

Одна из моих самых любимых игр на внимание – это «Игра в звуки». Вы выбираете с детьми удобное место и садитесь близко друг от друга, затем закрываете глаза и поднимаете вверх кулаки. Каждый раз, когда до вашего слуха доносится звук, вы разгибаете один палец. Слушайте в течение примерно двух минут, а затем попросите всех по очереди рассказать о том, кто какие звуки слышал. «Игра в звуки» очень короткая и интересная, она очень хорошо помогает сконцентрировать внимание игроков. Она также помогает им успокоиться после подвижных игр первой стадии и готовит их к прослушиванию историй или к разговору о естественнонаучных проблемах. Эта игра также даёт людям свежий опыт восприятия интересных, красивых звуков природы.

Другая моя любимая игра – «Карта звуков», которую я опишу ниже. Вы даёте игрокам карточки и карандаши и просите сесть подальше друг от друга, для того чтобы почувствовать себя в одиночестве. На карточке каждый игрок рисует карту местности и в центре ставит значок «х», обозначая своё местоположение.

Когда игрок слышит звук, он отмечает место, откуда исходит звук, на карте, стараясь правильно оценить, с какой стороны раздался звук и каково примерно расстояние до его источника. Источники звука надо отмечать, используя собственные условные обозначения. Но самое важное – сконцентрировать внимание на процессе слушания. Подобно «Игре в звуки», «Карта звуков» позволяет игрокам легко и естественно воспринимать всё, что их окружает.

Стадия сосредоточения внимания не должна продолжаться долго – достаточно 5-15 минут. (Продолжительность игр устанавливайте сами, в зависимости от природного окружения, возраста и настроения игроков). Если обстановка вокруг вас действительно захватывающая: например, вы находитесь в заповеднике и у вас над головой летают тысячи водоплавающих птиц, – вы можете вообще обойтись без игр второй стадии. Само волшебство природы захватит ваших слушателей, и с вашей помощью они с радостью будут впитывать впечатления от окружающей их красоты.

А что вам нужно будет делать, если вы окажетесь в такой ситуации, в которой однажды оказался я, – мне нужно было помочь получить опыт общения с природой тридцати детишкам, собравшимся в центре квартала на бетонной площадке, на которой росло одно единственное чахлое деревце. Вам придётся потратить много времени, чтобы пробудить их интерес, прежде чем вы поможете им увидеть это дерево новыми глазами. (Кстати, если вы когда-нибудь окажетесь в такой ситуации, я рекомендую вам поиграть с детьми в «древесные игры», которые я описываю в этой книге ниже).

Очень важно на этой стадии внимательно следить за уровнем энтузиазма и уровнем восприятия в группе. Задавайте себе вопрос: «Готовы ли они к более «тонким» играм или нет?» Если ваша группа ещё не готова, задайте себе такой вопрос: «Какие ещё игры можно использовать, чтобы повысить их энтузиазм и помочь сконцентрировать внимание?»

Стадия 3. Получение прямого опыта

«Никакие слова никогда не смогут передать красоту этих гор… Посмотрите, с какой готовностью предстаёт Природа перед фотографами. На Земле нет таких химических веществ, которые сравнялись бы чувствительностью с человеческой душой. Нужны только способность наблюдать и чистота помыслов». Джон Миур

Однажды в сумерках я шёл с группой подростков по лесу. Мы ступали босыми ногами по тропинке в почти полной тишине, чувствуя, как на усталую землю спускается ночь. Поскольку мы вели себя тихо и никому не создавали угрозы, животные, которых нам удалось заметить, по-видимому, совершенно нас не боялись. Бросив на нас быстрый любопытный взгляд, они спокойно отправлялись дальше по своим делам. Вечер был безмятежный, звери вели себя естественно и спокойно – мы остро ощущали свою гармонию и единство со всем миром.

Во время движения я заметил, что мальчик по имени Гэри неотрывно смотрит на летучих мышей, которые летали вокруг нас и часто резко падали вниз, как будто хотели напасть. Позже, когда мы стали обмениваться впечатлениями, Гэри сказал, что он очень боялся летучих мышей, но ночь была такой умиротворяющей, что он понял, что может наблюдать за ними, не испытывая страха. Мальчик добавил, что он даже наслаждался их красивым, грациозным полётом.

Спокойная открытость миру помогла Гэри преодолеть свой страх и даже начать восхищаться летучими мышами. Много раз в своей жизни, а также на опыте других, я убеждался, что непосредственный опыт общения с природой раскрывает сердца людей. Поэтому, когда я готовлюсь к очередному походу, я изучаю ту местность, по которой мы пойдём, и выбираю те места, где люди могут получить очень яркие впечатления. Затем я так подбираю игры, чтобы все члены группы смогли воспринять своими органами чувств какой-нибудь аспект природного окружения. Вот пример:

Однажды я отправился со своими друзьями, которых было человек тридцать, на пикник в лес из красных деревьев в Калифорнии. Я почувствовал, что всем хотелось каким-нибудь образом ощутить свою «связь» с этими замечательными деревьями. Я протянул верёвку вдоль нашей тропинки, все завязали глаза, и я провёл их по многим очень интересным местам, которые мои друзья исследовали с помощью своих рук, ушей и носов. Я привязал верёвку так, чтобы этот поход превратился в игру, – в нём было много захватывающих поворотов и петель. Мои товарищи пробирались сквозь густые заросли деревьев, переходили через водопад и пересекали ярко освещённые солнечными лучами поляны.

Наконец, мы добрались до кульминационного пункта нашей прогулки. Здесь было темно и очень, очень тихо. Некоторые подумали, что они попали в пещеру. Они больше не слышали ни пения птиц, ни свиста ветра. Земля под ногами была очень твёрдой. По мере продвижения вперёд моим друзьям пришлось сначала согнуться, а затем ползти на четвереньках по твёрдой, гладкой поверхности. Всё дальше и дальше верёвка уводила их в неизвестность. Некоторые испугались, ноя успокоил их, сказав, что они находятся в безопасности, и подбодрил их, чтобы они следовали дальше. Они двигались вперёд очень осторожно, вытянув руки. По мере сужения отверстия, они чувствовали, как их руки касаются шероховатой поверхности стены. Несколько раз тишину нарушало чьё-нибудь восклицание – кто-нибудь из группы высказывал свою догадку, где они находятся. Наконец, верёвка вывела через маленькое квадратное отверстие на яркий солнечный свет.

Мы вернулись к исходному пункту нашего путешествия, где все сняли свои повязки и снова повторили свой путь, чтобы увидеть, где им пришлось побывать. Те, кто ещё не догадались, были в восторге, когда узнали, что они проползли внутри огромного полого ствола упавшего красного дерева. Мои товарищи залезли внутрь ствола у его основания, прошли, а потом проползли почти двенадцать метров и вылезли в квадратное отверстие, прорубленное в дереве. Они были поражены огромными размерами дерева и очень долго внимательно его изучали.

Если бы я просто подвёл участников похода к дереву и рассказал о его возрасте, высоте и о том, как оно размножается, они бы выслушали всё это с вежливым интересом; они могли бы даже потрогать дерево руками и представить себе, как оно росло. Но столкнувшись с ним в обстановке таинственности, они были потрясены этим гигантским, очень старым деревом, которое когда-то было живым существом и лишь совсем недавно упало на землю. Многие из моих друзей долго сидели молча, разглядывая этого первобытного поверженного гиганта.

Хотя третья стадия (получение прямого опыта) и вторая стадия (концентрация внимания) очень похожи, они отличаются тем, что огромная сила игр третьей стадии заставляет людей непосредственно слиться с природой. Например, если блокировать органы зрения, то это позволяет обострить  работу других органов чувств и поможет им воспринимать окружающий мир по-новому. Каждая игра, направленная на получение прямого опыта, заставляет обострённо работать один или два органа чувств. (Смотри, например, игры «Как подзывать птиц»; «Слепая гусеница»; «Фотограф».)

Даже в городских парках можно придумать много интересных игр. Главное – нужно подходить к этому делу творчески. Методика «потока познания» создавалась именно с учётом таких трудных ситуаций. Если идёт дождь и вам нужно проводить занятие в помещении, вы всё равно можете использовать стадии «потока познания». Существует много игр, которые позволяют вашим слушателям с удовольствием погрузиться в мир природы с помощью своего воображения. Для примера смотрите игры «Воображаемое дерево

Новости

01 декабря 2009

Найден "Поток познания"

Просматривал старые выпуски журнала «Листья в ладонях». Особенно понравился материал «Поток познания: четыр…

10 января 2010

Найден проект "Усынови заказник"

На просторах Интернет я нашёл сайт благотворительного фонда «Центр охраны дикой природы» http://www.biodiversity.ru/, те…

06 февраля 2010

На сопке Тюменской появился мусор

На южном склоне сопки Тюменской впервые после начала зимы появился мусор - две зелёные стеклянные бутылки из-…

07 февраля 2010

Видели дятла

В начале зимы на нашей сопке исчезли все птицы, кроме сорок, ворон и воробьёв. И вот наконец мы увидели дятла. О…

11 февраля 2010

Видели ястребов

Сегодня в направлении нашей сопки пролетело шесть ястребов. Радует, что птицы к нам возвращаются.

15 февраля 2010

Словарь терминов и "Поток познания"

1. Появился словарь терминов. 2. Начата публикация статьи Джозефа Корнелла "Поток познания".

19 февраля 2010

Дополнена история

Дополнена история: зима и весна 1998 года, весна 2009 года.

21 февраля 2010

Добавлена страница Публикации

Добавлена страница Публикации

24 февраля 2010

Поток познания и место действия

Продолжено опубликование статьи Джозефа Корнелла "Поток познания". Страница "История" дополнена описанием ме…

© В.Л. Изергин

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz